6 декабря в рамках форума «Транспорт России» состоялся деловой завтрак Министра транспорта РФ Максима Соколова с представителями инвестиционных, строительных и транспортных компаний

6-12-2013, 16:16
6 декабря в рамках форума «Транспорт России» состоялся деловой завтрак Министра транспорта РФ Максима Соколова с представителями инвестиционных, строительных и транспортных компаний

6 декабря в рамках форума «Транспорт России» состоялся деловой завтрак Министра транспорта РФ Максима Соколова с представителями инвестиционных, строительных и транспортных компаний Вступительное слово М. Соколова Доброе утро, дорогие друзья, я рад приветствовать вас здесь, на нашем деловом завтраке, проходящем в рамках традиционной Транспортной недели, и вижу, что сегодня здесь в зале собрались исключительно друзья. Друзья министерства транспорта, друзья инфраструктуры. И сегодня в нашей встрече участвуют, помимо всех друзей, помимо бизнес-сообщества председатель правления Внешэкономбанка Владимир Александрович Дмитриев, руководители Сбербанка, Внешторгбанка, других российских банков, финансовых организаций, Российского фонда прямых инвестиций, международных финансовых институтов. Конечно, российские и зарубежные строительные компании, страховые и пенсионные фонды и многие из участников сегодняшнего делового завтрака, насколько я знаю, специально летели на нашу встречу из зарубежья, из других стран. Я искренне выражаю признательность за это. В общем, собрались все те, кому дорога инфраструктура, кто уже инвестирует и кто только рассматривает для себя такую возможность. Благодарю за проявленный интерес руководителей субъектов федерации, которые присутствуют на нашем завтраке, руководителей, председателей правительств регионов, моих коллег, министров транспорта. Всего здесь у нас представлено более сорока регионов. И предлагаю в такой представительной и дружеской обстановке считать наше очередное заседание Транспортного инвестиционного клуба открытым. Спасибо. С момента нашей предыдущей встречи, предыдущего заседания Транспортного клуба на экономическом форуме в Сочи и Санкт-Петербурге, уже есть видимые результаты, которыми еще рано гордиться, но с которыми я бы искренне хотел познакомить вас сегодня. И прежде всего это уже заявленные конкурсы по проектам государственно-частного партнерства, по которым объявлены участники конкурса и идет активная процедура отбора победителей. Это три участка, два инвестиционных конкурса автодороги Москва–Санкт-Петербург, который проходит по территории Санкт-Петербурга, Ленинградской, Новгородской и Тверской областей. Это система сбора платы с грузовиков массой свыше 12 тонн на всей территории Российской Федерации, всей сети, теперь уже будет платной для грузовиков федеральных автодорог. Это мост через реку Лена в Якутии, это первый участок Центральной кольцевой автодороги на территории Москвы и Московской области, а также новый участок дороги М-4 Дон в Ростовской области. Некоторые из участников сегодняшнего делового завтрака не просто принимают активное участие в наших заседаниях, но и стали заявителями в этих конкурсах. Поэтому хочу выразить этим участникам нашей сегодняшней встречи особую благодарность за принятые решения. Буквально пару недель назад состоялось значимое событие в сфере развития концессионного процесса в нашей стране. Я имею в виду открытие первой федеральной концессионной платной дороги в районе обхода города Одинцово в Подмосковье. А буквально позавчера, и мы вчера это отметили в рамках нашего пленарного заседания, дан старт уже региональному проекту ГЧП, который был признан одним из самых успешных в Европе за последнее время, – это открытие аэропорта Пулково. Поэтому сегодня я хотел бы искренне поблагодарить команду Минтранса, госкомпанию Автодор, Федеральное дорожное агентство за их упорный труд на благо развития процесса ГЧП в нашей стране и пожелать удачного завершения конкурсных этапов и заключения и финансового закрытия концессионных соглашений. И, конечно, в последующем – успешной реализации этих объектов. Здесь также присутствуют инвесторы, с которыми велась активная работа по развитию портовой инфраструктуры, и буквально вчера подписаны инвестиционные соглашения по развитию порта Геленджик в Краснодарском крае, порта Ванино в Хабаровском крае, перегрузочного комплекса в районе мыса Открытый в Приморском крае. Представлены также проекты ГЧП нашей транспортно-лизинговой компании. В первую очередь это обновление парка самолетов региональной авиации, это поставка оборудования и техники, работающей на газомоторном топливе, а также проекты по строительству транспортно-логистических комплексов, логистических центров в развитие коридора Западный Китай–Европа. Кроме того, и это тоже представлено сегодня в рамках нашей выставки, за стенами аудитории, где мы проводим наш завтрак, представлены проекты государственно-частного партнерства по развитию проектов и аэропортов Московского авиационного узла. В общем, можно констатировать, что процесс государственно-частного партнерства не просто уже стал красивой или навязчивой идеей, а это реальный процесс, который охватывает не только уже отдельные ростки процесса ГЧП в Москве и Санкт-Петербурге, но и активно переходит в свою региональную стадию, региональную фазу. И именно сегодня я предлагаю поговорить о проектах ГЧП в регионах. Действительно, что мешает регионам инициировать проекты государственно-частного партнерства на своем уровне? И, может быть, тоже еще важный вопрос – какие механизмы поддержки с федерального уровня на региональный могут быть перенесены, с одного уровня на другой для реального запуска проектов ГЧП по всей стране. Поэтому я в рамках нашего сегодняшнего делового завтрака предлагаю обсудить эти вопросы и, возможно, послушав друг друга, выработать какие-то рекомендации для дальнейшего развития процесса. И сегодня эту встречу, как я уже сказал, мы проводим совместно с Владимиром Дмитриевым, председателем Внешэкономбанка. И прежде чем передать ему слово, а Внешэкономбанк – это действительно один из друзей инфраструктуры, а, значит, и друзей нашего министерства, который одним из первых в нашей стране прочувствовал этот новый этап развития, и в качестве приоритетов своей деятельности установил инвестиции именно в развитие транспорта. Прежде чем передать слово Владимиру Александровичу, я хотел бы озвучить те вопросы, которые мы в режиме интерактивного обсуждения постараемся сегодня обсудить, и получить на них ответы. Честно говоря, я сам посмотрел на эти вопросы и какого-то однозначного ответа на них не нашел. Поэтому мне будет очень интересна ваша точка зрения. Итак, вопрос, который мы сегодня обсуждаем, который является основным в рамках нашего инвестиционного завтрака – что является определяющим для инвестора при принятии решений об участии в проекте ГЧП в регионе. Варианты ответов: А – государственная гарантия доходности инвестора. Для каждого инвестора это важный момент. Но есть и другие варианты. Б – принятие долгосрочных обязательств в рамках бюджета региона. Вариант В – наличие в администрации региона специального подразделения по ГЧП. И вариант Г, который уже применяется в ряде наших регионов достаточно активно, в первую очередь имею в виду Калужскую область – это личный контакт инвестора с руководителями региона, например, номер мобильного телефона. Давайте посмотрим в рамках нашего голосования, кто что думает в начале нашего инвестиционного завтрака. А потом сверим наши часы, посмотрим, изменилось ли мнение аудитории по его завершению. Пока идет голосование, я вижу, что многие уже определились с ответом, я хочу передать слово Владимиру Александровичу Дмитриеву.
Вступительное слово В. Дмитриева Спасибо, Максим Юрьевич. Доброе утро, уважаемые коллеги и друзья, уже стало традицией, что мы с Кириллом Александровичем Дмитриевым на многих мероприятиях сидим бок о бок, и это не потому, что мы однофамильцы, но это связано прежде всего с тем, что созданный Внешэкономбанком при, естественно, инициативе и поддержке государства Российский фонд прямых инвестиций, являясь дочкой ВЭБа, и в нашей непростой отрасли, в транспортной отрасли работает с нами рука об руку и очень много делает для того, чтобы транспортная область стала инвестиционно привлекательной. Максим Юрьевич начал свое выступление с того, что достаточно артикулированно сказал о реализации многочисленных проектов, основанных на государственно-частном партнерстве. И действительно. Эта фраза стала не расхожей, а вошла достаточно глубоко в нашу экономическую жизнь и не только как термин, реализация проекта, с помощью которого позволяет привлекать внебюджетные источники, привлекать инвестиции в нашу экономику. Но и этот термин важен потому, что он позволяет не только в транспортной, но и в других инфраструктурных отраслях опираться не на бюджетные источники, как это принято, а на привлечение инвестиций. И в этом смысле вопросы, которые сегодня прозвучали, четыре вопроса, тоже прямым образом связаны с реализацией проектов, основанных на ГЧП. Все дело в том, что на региональном уровне, к сожалению, я думаю, что многие здесь присутствующие, прежде всего инвесторы, подтвердят, мы сталкиваемся с непониманием того, что должны делать бизнес и власть для реализации проектов, основанных на государственно-частном партнерстве. Это не вина, это наша беда, потому что если на федеральном уровне в том числе при инициативе нынешнего руководителя транспортной отрасли и его предшественника, уважаемого Игоря Евгеньевича, в этом смысле сделано очень много, то на региональном уровне, особенно когда речь идет о социально ориентированной инфраструктуре, мы сталкиваемся с непониманием, а порой просто с незнанием, что делать и как применять принципы ГЧП. В этом смысле я хочу искренне поблагодарить Министерство транспорта и нынешнего руководителя и предшественника за то, что именно они стали инициаторами в реализации механизмов и государственно-частного партнерства, и в целом проектных подходов при модернизации транспортной отрасли, при создании новых транспортных мощностей таких, как уже упомянутые Максимом Юрьевичем обход Одинцово, Москва–Санкт-Петербург, Пулково и многих других интересных, знаковых для нашей страны транспортных прорывных объектов. Не хотелось бы говорить о роли Внешэкономбанка, наших дочерних структур. Хотелось бы поговорить о тех проблемах, которые возникают и которые всем нам надо преодолевать. Мы видим, что по сути дела сворачивается деятельность инвестиционного фонда. А идея была исключительно позитивная и конструктивная. И мы знаем целый ряд проектов, которые реализуются сейчас при поддержке инвестиционного фонда. И мы, Внешэкономбанк, и Российский фонд прямых инвестиций предлагали и предлагаем целый ряд механизмов, которые позволят, если не в том состоянии или на тех принципах, на которых формировался инвестиционный фонд, но, тем не менее, предлагаем механизмы, которые позволяют за счет дополнительных налогов, возникающих от создания инфраструктуры, и не только транспортной, создавать новые промышленные производственные площадки, формировать серьезную доходную базу и за счет этой базы и за счет отчислений от нее формировать фонды, которые бы позволяли государству соинвестировать в инфраструктуру и делать проекты регионального развития привлекательными для инвесторов. Мы видим, как тормозится реализации идеи применения ТИФа, или Tax Increment Finance, при формировании проектов инфраструктуры и формировании производственных площадок. К сожалению, при реализации этой идеи, которая, как мне кажется, так же, как в свое время ГЧП как термин, как понятие и как механизм привлечения внебюджетных источников, привлечения частных инвестиций прочно стал входить в наш обиход. Но, к сожалению, в отличие от ГЧП, его реализация затормозилась. Мы видим, как сворачиваются возможности по привлечению долгосрочных инвестиций в виде пенсионных накоплений, в силу того что по-прежнему существует неопределенность с пенсионной системой. А ведь этот механизм позволил нам запустить мощные проекты, прежде всего в транспортной и энергетической инфраструктуре. Я думаю, что эти и целый ряд других проблем должны тоже стать предметом нашего обсуждения. Но не только здесь, а в принципе, я думаю, что мы, люди, которым близка транспортная отрасль. Она близка тем, кто в ней непосредственно работает; тем, кто готов в нее инвестировать; тем, кому по определению необходимо вкладывать в транспортную инфраструктуру, социальную инфраструктуру, энергетическую инфраструктуру, чтобы мы могли успешно преодолевать те самые инфраструктурные ограничения экономического роста нашей страны. Спасибо, я всем желаю хорошего завтрака, приятного аппетита и конструктивных деловых обсуждений животрепещущей, но очень интересной проблемы, ради которой мы все здесь собрались, и спасибо, Максим Юрьевич, за приглашение.
М. Соколов: Спасибо, уважаемый Владимир Александрович, я предлагаю, не отвлекаясь от завтрака, все-таки двигаться вперед по повестке нашей сегодняшней встречи. Поэтому гостей и участников приглашаем к завтраку. А тем, кто планировал или, может быть, планирует свое выступление в рамках нашего делового завтрака, временами прошу отвлечься. Хотя сразу говорю о том, что микрофон у нас сегодня открытый, атмосфера за столами дружеская. Поэтому если кто-то желает включиться вне регламента – дайте сигнал, и мы обязательно это реализуем. Владимир Александрович сказал о том, что сворачиваются наши возможности для финансовой поддержки проектов со стороны государства. Есть проблемы со структурированием проектов ГЧП. Практически мы не можем уже рассчитывать на наш инвестиционный фонд. Хотя как раз вчера состоялось очередное заседание правительственной комиссии, в рамках которого был поддержан один очень интересный региональный проект государственно-частного партнерства по строительству автодорожного моста в Удмуртии, но об этом мы чуть подробнее поговорим попозже. Но все-таки я хочу сказать, что новеллой этого года, причем таким серьезным стимулом для финансирования новых масштабных и не только ГЧП-проектов явилось решение, которое было озвучено Президентом в рамках нашего Санкт-Петербургского Международного экономического форума о предоставлении средств ФНП для реализации масштабных проектов и в первую очередь за счет принципа возвратности и платности этих средств, именно проектов государственно-частного партнерства. И первые два проекта уже, можно сказать, в рамках реализации этого предложения фактически получили свою поддержку, и это мы увидим в принятых решениях, это проекты по строительству ЦКАДа, тем более, как я уже сказал, первый участок уже находится в стадии реализации и именно реализации конкурса. И второй проект – это реконструкция БАМа и Транссиба, но об этих проектах мы говорить уже не будем как о состоявшихся решениях, поскольку мы уже и вчера говорили о них, и сегодня они здесь представлены в рамках нашей Транспортной выставки. А вот насколько региональные проекты могут претендовать на эти долгосрочные финансовые источники, каковы требования к таким проектам? Для ответа на этот вопрос я бы хотел передать микрофон нашему коллеге, заместителю Министра экономического развития Николаю Радиевичу Подгузоув. Пожалуйста, Николай Радиевич.
Вступительное слово Н. Подгузова Доброе утро, всем приятного аппетита. Действительно, в этом году было принято решение инвестировать часть средств Фонда национального благосостояния в инфраструктурные проекты. Как уже было отмечено, источников длинного инвестиционного ресурса в нашей стране не так много и есть ограничения. И средства Фонда национального благосостояния – наверное, это один из тех источников, который мог бы таким образом использоваться. Но, естественно, нужно в первую очередь помнить о том, что средства национального благосостояния могут быть использованы, а не инвестированы, на покрытие дефицита Пенсионного фонда. Соответственно, когда мы инвестируем средства Фонда национального благосостояния, должны в первую очередь заботиться о его возвратности и платности этих инвестиций. Поэтому то решение, которое было принято, об инвестировании части средств Фонда национального благосостояния, было принято на следующих принципах: во-первых, инвестировать на данном этапе не более 40% фонда национального благосостояния, это исходя из текущего размера фонда около 1,1-1,2 триллионов рублей. И при этом возврат инвестиций, которые осуществляются, должен быть на уровне выше инфляции. Соответственно, формула «инфляция +100 базисных пунктов» – это та минимальная возвратность, которая должна закладываться в те проекты, которые будут проинвестированы за счет этих средств. Как уже было отмечено, у нас есть два проекта: это расширение инфраструктуры БАМа, Транссиба и строительство Центральной кольцевой автодороги. На эти проекты будет выделяться около 150 миллиардов рублей из Фонда национального благосостояния на каждый проект. И эти проекты уже находятся в высокой степени проработки, по ним существуют принятые Правительством решения, закрепленный правительственным решением сетевой план-график реализации проекта, который очень подробно, по стадиям, по периодам разъясняет, как эти проекты будут реализовываться. Здесь и стадии технологического аудита, подтверждение финансово-экономической модели и уже дальнейшие стадии воплощения проекта в жизнь. Далее нам была поставлена Президентом и Правительством задача разработать механизм инвестирования средств ФНБ. Что такое механизм – в первую очередь это, наверное, система отбора проектов и затем система выделения этих средств и налаживание системы контроля за инвестированием этих средств. Соответственно, Министерство экономики совместно с Министерством финансов такой механизм разработало, и в ноябре были приняты два постановления Правительства, которые фактически создали тот регламент, ту нормативную базу, в рамках которого будут отбираться проекты для ФНП, которые могут быть проинвестированы за счет средств фонда национального благосостояния, а затем будет осуществлен контроль за осуществлением этих инвестиций. И это довольно сложная процедура, но как без нее, когда речь идет об инвестировании, во-первых, такого большого объема средств, и которые должны быть 100% возвращены с доходом. Стадия отбора проектов имеет два этапа. Это стратегическое обоснование проекта, на котором проект может быть заявлен инициатором, это может быть любая компания, которая подает свою заявку в уполномоченное министерство, чаще всего отраслевое. Есть требования, минимальные пока, к паспорту, необходимо сделать стратегическое обоснование проекта. После прохождения первого этапа есть стадия комплексного обоснования проекта, где уже довольно подробно, согласно методике, которая разработана Минэкономразвития, будет осуществляться отбор проектов. В рамках таких процедур Минэкономики совместно с уполномоченными органами, отраслевыми министерствами и Министерством финансов планирует осуществлять отбор проектов. И действительно, мы сейчас уже имеем в рассмотрении довольно много интересных проектов, в том числе и региональных. Эти проекты связаны с освоением минерально-сырьевой базы нашей страны, с развитием инфраструктуры, с развитием дорожной, железнодорожной и аэропортовой инфраструктуры. Это десятки проектов, и я думаю, что самые лучшие из них, самые эффективные как с точки зрения коммерческой, так и с точки зрения бюджетной и социальной эффективности будут реализованы.
М. Соколов: Спасибо, Николай Радиевич. Я видел, с каким интересом и вниманием слушали Вас в первую очередь губернаторы, присутствующие на нашем сегодняшнем мероприятии, руководители правительств, министры транспорта. Особенно когда Вы сказали, что не только проекты по освоению минерально-сырьевой базы. Она у нас, к сожалению, существует на территории не всех субъектов Российской Федерации. Но и проекты развития инфраструктуры могут претендовать на поддержку за счет средств Фонда национального благосостояния. Это действительно мощный инструмент, который позволит, может быть, вывести процесс государственно-частного партнерства в регионах на качественно новую ступень своего развития.
Но в то же время, как я уже сказал, проекты существуют и сегодня, несмотря на непростое финансовое положение как самих субъектов, так и финансовых долгосрочных инструментов их поддержки, регионы стараются в том числе с помощью наших ведущих финансовых учреждений структурировать такие проекты, и помимо уже названого проекта в Удмуртии. Я сейчас передам слово Юрию Степановичу Петкевичу, председателю правительства Удмуртской республики – помимо этого проекта вчера, общаясь с губернаторами, я видел нацеленность у нашего новосибирского коллеги, Василия Алексеевича, по развитию проектов ГЧП. Знаю о проектах, которые планируется реализовать в Хабаровском крае. Но об этом подробнее чуть дальше, а сейчас давайте послушаем, как удалось привлечь инвестора, и, уже находясь в рисковой зоне, переструктурировать проект, нашим коллегам из Удмуртии. Юрий Степанович, пожалуйста, Вам слово. . Сообщает официальный Интернет-ресурс Министерства транспорта Российской Федерации.

Добавить комментарий!

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищённой ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите два слова, показанных на изображении: *

Рекомендуем похожее:

По итогам года объем ВРП Новосибирской области превысит 760 млрд. рублей

      Галина Бабкина рассказала об основных направлениях работы министерства экономического

5 декабря в рамках форума «Транспорт России» состоялось пленарное заседание «Контуры инвестиционной политики»

5 декабря в рамках форума «Транспорт России» состоялось пленарное заседание «Контуры

Форум «In Park-2013» дает возможность обменяться опытом и ознакомиться с разнообразием российских и зарубежных парковых проектов

Форум «In Park- 2013» проводится в Новосибирской области в третий раз, участие в нем принимают

Международная корпорация развития проектов и инвестиций будет участвовать в проектах Иркутской области

Международная корпорация развития проектов и инвестиций (Корпорация IPIDC) будет участвовать в

В Приангарье будет разработан инвестиционный проект «Развитие авиационного узла Иркутской области»

В Приангарье будет разработан инвестиционный проект «Развитие авиационного узла Иркутской

Комментарий о перспективах государственно - частного партнерства

Проект федерального закона "Об основах государственно-частного партнерства в Российской

Инвестиционные законы Иркутской области приняты в первом чтении

Региональные законы об инвестиционном фонде и порядке предоставления государственных гарантий

Частный бизнес не желает вкладываться в проекты без госгарантий

Участники Х Красноярского экономического форума обсудили новые подходы к развитию в России

Фонд регионального развития Бурятии, который сопровождает 29 инвестпроектов, планирует наращивать это число

В результате проведенных мероприятий в течение 2012 г. у Фонда регионального развития Бурятии в

Опрос:
Считаете ли вы коронавирус реальной угрозой?







Спонсоры страницы:
Анонсы:
Календарь публикаций
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Коротко по области>> Все новости

Игорь Кобзев: Нужно усовершенствовать условия пребывания людей в садоводствах

Губернатор Иркутской области в ходе рабочей поездки в Братский район провел встречу с жителями, которые пострадали в результате пожаров, произошедших 6 мая на территории восьми СНТ и окраине Вихоревки. На встрече также присутствовали председатели садоводств.

Марш готовности студенческих отрядов и акция в честь 50-летия начала строительства БАМа прошли в Иркутске

Марш готовности студенческих отрядов прошел сегодня в Иркутске. Шествие студотрядов состоялось по набережной Ангары от Глазковского моста до площади у Дворца спорта В«ТрудВ». Марш дал старт третьему трудовому семестру. Участие в мероприятии приняли около тысячи молодых людей. С началом третьего

Студенческие отряды Иркутской области провели Марш готовности, открывающий третий трудовой семестр

Марш готовности студенческих отрядов Иркутской области прошел в Иркутске. Участие приняли около тысячи молодых людей, которые прошли по набережной Ангары от Глазковского моста до площади у Дворца спорта «Труд». Мероприятие символизирует начало третьего трудового семестра.

Игорь Кобзев находится в рабочей поездке в Братском районе

Губернатор Иркутской области Игорь Кобзев сегодня, 18 мая, находится в рабочей поездке в Братском районе в связи с произошедшими 6 мая пожарами в восьми садоводствах и на окраине Вихоревки.

В Братске состоялось очередное заседание общественного совета при полиции

Заседание совещательного органа прошло при участии начальника управления полковника полиции Артёма Пономарёва.

Поздравление Губернатора Иркутской области с Международным днём музеев

Дорогие друзья! Примите искренние поздравления с Международным днём музеев!